Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Приветствую Вас, Гость · RSS 14.11.2024, 20:12

    Главная » 2014 » Июнь » 3 » Перечень отрицательных качеств человека. Тема 17. Развитие характера
    01:08

    Перечень отрицательных качеств человека. Тема 17. Развитие характера





    перечень отрицательных качеств человека


    Тема 17. Развитие характера


    Следи за своими мыслями — они становятся словами.

    Следи за своими словами — они становятся поступками.

    Следи за своими поступками — они становятся привычками.

    Следи за своими привычками — они становятся характером.

    Следи за своим характером — он определяет твою судьбу.

    Автор неизвестен


    Возрастные особенности развития характера.


    Вспомните, что такое характер? Какова структура характера?


    В какой степени характер человека стабилен? Некоторые чер­ты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный об­раз поведения, определенные отношения к действитель­ности. Значит, истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

    Основным и решающим периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

    ^ Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие е людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком.


    ^ Как необходимо обращаться матери с младенцем, чтобы сформировать такие качества, как доброта, общительность, отзывчивость?


    Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постепенно постоянно получают поддержку (положительное подкрепление – одобрение, похвала, награда и пр.).

    Какие варианты положительного подкрепления можно использовать с детьми 3-6 лет, что привлечь их домашнему труду и сформировать аккуратность, добросовестность, ответственность?


    С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают орга­низованность, систематичность, целеустремленность, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

    ^ В начальных классах оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет новых школьных друзей, взрослых - учителей. Важную роль в развитии характера играет школьный коллектив. Ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с то­варищами. У него развивается сознание долга и ответствен­ности перед классом, школой, чувство товари­щества, коллективизм.


    ^ Какие приемы могут использовать учителя, чтобы воспитать у младших школьников нужные положительные качества?




    Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются. Если же новый опыт общения со сверстниками, учителями не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается ломка характера, сопровождающаяся внутренними и внешними конфликтами. Эта перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Обычно происходит частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что требует школа. Пример противоречий: дома ребенка учили всегда говорить правду, а в школе он видит, что большего успеха добиваются те, кто могут соврать.

    Интенсивно развивается характер у подростков. Подросток в большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и общественной деятельности гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга, ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

    В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

    Если в младших классах приоритетным является мнение родителей и учителей, то в средних классах большее влияние на характер оказывают ровесники. В старших классах картина опять меняется: мнение взрослых вновь становится более весомым. Но влияние старших зависит от личного отношения и уважения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки. В этот период большее влияние на характер приобретают средства массовой информации (телевидение, интернет и т.д.).

    ^ К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходи с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

    Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает развиваться до конца его дней. Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, профессиональная деятельность - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. И все же основа характера и ведущие черты, по мнению многих психологов, формируются в возрасте до 12 лет, дальше характер лишь дорабатывается и претерпевает уже незначительные изменения.


    Задание 1. Упражнение. «Девиз»

    Был в ста­рину обычай — изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руко­водящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Попробуйте сформулировать свой девиз, который от­ражает ваше жизненное кредо, отношение к миру и в целом и к себе.

    Прочитайте полученный девиз. Почему именно его вы выбрали? Что самое главное в вашей жизни он подчеркивает?

    Ваш девиз может со временем совершен­ствоваться, становясь более четким, ясным, крат­ким и действительно отражающим ваши жизненные установки.


    ^ Что влияет на формирование характера.


    На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

    Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, выдержки или инициатив­ности, то соответствующие черты характера у него и не вырабатываются, какие бы высокие моральные идеи ни прививали ему словесно. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

    Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В первую очередь это учителя, родители и сверстники, которые придают силам и энергии развивающейся личности нужное направление, показывают образцы поведения, убеждают в необходимости поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами поведения. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде подражает близким взрослым людям.

    Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним сами всегда важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

    Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домаш­нее воспитание имеет решающее значение для формиро­вания характера ребенка. О стилях семейного воспитания и их влиянии на развитие ребенка мы поговорим в отдельной теме.


    ^ Какие отношения в семье и способы воспитания, по вашему мнению, позитивно, а какие негативно могут сказываться на развитии характера ребенка?


    Если родители уделяют внимание ребенку, разговаривают с ним и интересуются его желаниями, то у такого ребенка вероятнее всего разовьется доверие к людям, общительность и жизнерадостность. В противном случае вероятно появление таких черт как замкнутость, закрытость.

    Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок учится давать оценку собственному поведению.

    На воспитание характера влияет личный пример воспитателя, будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

    Поэтому особое требование предъявляется к тому, кто берется воспитать других. Сначала этот человек сам должен продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые должен сформировать у своих воспитанников. При этом нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности (значимости) воспитателя для воспитанника.

    Большое значение для формирования характера имеют те образцы, те идеалы, на которые стремиться быть похожим человек. Важную помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди, и здесь нужно найти пример, достойный подражания. На Востоке говорят: «Если есть ученик, учитель найдётся». В этом изречении заложен глубокий смысл. Никакой учи­тель не в состоянии обучить того, кто не желает учиться. А тот, кто хочет учиться, всегда найдет на кого ему равняться, с кого брать пример.

    Пример для подражания не обязательно должен быть реаль­ным. Некоторые черты характера формируются под влиянием образов киногероев, литературных персонажей. Но данные герои должны отличаться глубокой принципиальностью и исключитель­ной твердостью характера, чтобы быть достойным образцом для подражания. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовеко­вая история России. Для примера достаточно указать на М.В.Ломоносова и А.В.Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера.

    Иногда школьники выбирают в качестве идеала своего сверстника или персонажа из фильма, который популярен среди ребят, поведение которого не всегда получает одобрение взрос­лых. В данном случае речь будет идти об антиидеале.


    ^ Какой у вас есть пример, идеал человека, на которого вы бы хотели походить характером?


    Формирование характера — очень сложный процесс, который никогда не бывает прямолинейным. Особенно отчетливо видны «зигзаги» развития в самом начале взросления. Причина в том, что, стремясь быстрее стать взрослым, подрастающий человек нередко ориентируется лишь на внешнюю сторону, а внутренний мир взрослых, их мысли, переживания остаются незамеченными им.

    Поэтому подростки часто полагают, что провести малыша че­рез темный переулок — это не настоящая смелость, а вот ныр­нуть с обрыва и пугнуть кого-нибудь всей компаний — это по­длинная храбрость. Помочь однокласснице нести портфель — это совсем не дружба, а тем более не любовь, а вот целоваться с ней — это уже настоящее, это по-взрослому. Ну а уж пройтись по улице с сигаретой во рту или проучить кого-нибудь как следу­ет — предел «взрослости». Все это делает сложным, трудным и процесс формирования характера, и взаимоотношения со взрос­лыми.


    ^ Какие формы поведения у современных подростков считаются проявлением настоящего характера, взрослости и независимости?


    Наиболее важны для формирования характера различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для ребенка наиболее важной, значимой, или, как говорят психологи, референтной, на какие ценности она его ориентирует, - такие черты характера будут у него развиваться. Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Например, если подросток входит в группу паркурщиков, и эта группа является значимой для него, то, скорее всего, для него важны будут такие черты характера, как смелость, решительность, настойчивость.


    Представьте два классных коллектива, в одном важными является взаимоподдержка, защита, сплоченность друг за друга, а во втором – важнее индивидуальность, личные достижения, собственный рейтинг. Какие черты характера будут формироваться у учащихся этих классов, и отчего это будет зависеть?

    Черты характера также зависят и от того, какую позицию ребенок, ученик занимает в группе. Если он является лидером, то, скорее всего, сформируются такие качества, как смелость, уверенность в себе, инициативность, склонности к руководству, если же он находится на последних ролях или группа не принимает его, то будут формироваться склонность к заискиванию, лживость, трусливость или отстраненность, неуверенность, закрытость.


    ^ От чего может зависеть, принимает группа человека (ученика) или отвергает? Что необходимо сделать, чтобы группа тебя признала и всегда ли это надо?




    Как фактор, влияющий на становление характера, особенно необходимо отметить группы сверстников. Ребята объединяются в команды «панков», «фанатов», «рокеров», «роллеров», «отаку», «готов», «граффитеров» и другие группы. Каждая команда сплачивается вокруг какого-то интереса, отличается от других группировок внешним видом, манерой одеваться, прической, жаргоном, поведением. Группы часто враждуют между собой, борются за «место под солнцем» — главенство на улице.

    Как правило, ребята считают, что объединение с друзьями в одну из таких групп, поиск единомышленников помогает им развивать характер. Желание быть не похожим на других похваль­но, поскольку при этом развивается индивидуальность чело­века. Однако, как бы мы ни хотели отличаться от других, в действительности все время уподобляемся окружающим. Этот феномен психологами назван «групповое давление». В одном из экспериментов, проводившихся в школе, молодого человека просили сравнить длину предметов, которые ему показывали. Суть опыта заключалась в том, что остальные учащиеся по договоренности называли неверные цифры. Оказалось, что в тех случаях, когда личная заинтересованность в изменении результата отсутствует, человек обязательно изменяет свою оценку под влиянием чужих высказываний. Интересно, что такие же результаты дают аналогичные эксперименты с людь­ми разного возраста. Даже старшеклассника не составляет труда убедить в том, что троллейбус работает на керосине, который поступает по тонким шлангам к проводам, В том, что человек попадается на подобную шутку, нет ничего страшно­го. Он приобретет опыт общения, сделает для себя правиль­ный вывод — критичнее относиться к высказываниям других и стараться отыскивать более достоверные источники инфор­мации, чем чьи-то суждения. Иначе говоря, у него будут развиваться интеллектуальные черты характера.


    ^ Может ли человек абсолютно избежать «группового давления»? Как это можно сделать, и какие будут последствия?




    На про­тяжении всей жизни мы остаемся под «групповым давлени­ем». Причем, как правило, это давление имеет свои возраст­ные границы: вольно или невольно мы ориентируемся на сво­их сверстников. Так, в детском саду всем мальчикам разом вдруг покупают солдатиков, и они дружно играют в войну, а все девочки носят одинаковые заколки. То же самое можно наблюдать и в школе, когда в течение одного месяца у всех ребят появляются новые сотовые, или весь класс увлекается аниме, или все девочки подстригаются так одинаково, что учителя начинают их путать. В старших клас­сах происходят увлечения одними и теми же мелодиями, оди­наковой фирменной одеждой и т.п. Нетрудно заметить, что и «эмо» обычно одного возра­ста, да и среди «металлистов» редко встречаются такие, кому больше 20 лет.

    Только по мере овладения взрослыми нормами поведения, с развитием характера ребята начинают осознавать, что имеют соб­ственное лицо, собственное «Я», которое теряется, размывается в группе одинаково ведущих себя сверстников. С этого момента намечается переход от стремления «быть таким же, как все», к стремлению «проявить себя». Однако данный процесс протекает очень медленно и незаметно. Подросток с большим трудом отходит от беспрекословного подчинения своему окружению и все время как бы оглядывается на него.

    Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражая условия и образ его жизни. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде. Так проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

    Отечественный педагог А.С. Макаренко подчеркивал, что очень важно постоянно упражнять детей в правильном поступке, «организовывать... гимнастику по­ведения», закреплять правильные формы поведения.

    Очень эффективным средством формирования харак­тера является труд. Выполняя некоторые несложные обязанности доступной дошкольнику трудовой деятельности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

    Сильными характерами обладают люди, которые ставят перед собой большие задачи в работе, настойчиво добиваются их решения, преодолевают стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляют контроль за выполнением намеченного.

    Особое значение в формировании характера принадлежит об­щественной деятельности человека (украшение школы, выступление на соревнованиях за честь класса и т.д.). Активное участие в ней развивает чувство ответственности перед коллективом, способст­вует формированию организованности, выдержки, чувства долга. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.


    ^ В каких общественных делах вы принимали участие? Какое влияние на характер могут оказывать подобные мероприятия?


    Простым и действенным способом формирования характера являются занятия физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужест­венными. Спорт дает возможность соревнования, когда каждый человек проявляет максимум своих сил, мобилизует в себе все, на что он способен.

    Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

    Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

    В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество.


    ^ Чтобы воспитать у ребенка ответственность, какие мероприятия и виды деятельности можно организовать?


    Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия.

    Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

    Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако уже и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.


    Задание 2. Упражнение «Портрет успешного человека»

    Цель: формирование представлений об успешности и лич­ностных качествах, необходимых для нее; рефлексия этих ка­честв у себя.

    Я думаю, все хотят быть успешными людьми. Составьте психологический портрет успешного человека. Подумайте, как вы понимаете успешность, каким видите успешного человека.

    - Выпишите качества характера, необходимые для достижения успеха.




    рис. Облако слов «Положительные качества»
    - Проанализируйте, какие качества у вас есть и каких вам не хватает для того, чтобы быть успешным(ой)?

    Представьте свой перечень качеств успешного человека в виде ^ Облака слов, создав его на сайте www.wordle.net

    [Войдите на сайт, нажмите «Create», в появившемся большом окне впишите качества успешного человека с пробелами, без запятых. Нажмите «Go». Получившееся облако слов можно изменять кнопкой «Randomize». Чтобы сохранить, нажмите на клавиатуре кнопку кнопка скриншота «PrtScr». После её нажатия просто вставляем изображение из буфера в любой редактор фотографий или документ Word. Обрезаем лишнее и радуемся шедевру.

    Примечание: Если программа потребует обновления Java, сделайте, это быстро]

    ^ Самовоспитание как средство развития характера.


    Что такое самовоспитание?


    В характере тесно переплетены положительные и отрицатель­ные качества. С правдивостью может уживаться нечестность, с аккуратностью — безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зависит, чтобы в его характере их было как можно меньше. Для этого надо воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше. И не следует, как мы это часто делаем, ждать, когда поя­вятся какие-то благоприятные условия или когда начнется новая неделя, новый месяц, год, а воспитывать его каждую минуту, по­стоянно.

    Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сто­рон личности, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, то помнят, что прогноз имеет лишь вероятность, но не бывает абсолютным. Личность мо­жет бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конеч­но, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

    Становление характера обусловлено, конечно, и тем, каков он был раньше. Даже при самых крутых изменениях жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных чертах. И все же человек является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привы­чек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от совершаемых дел и поступков, от всей сознательной деятельности.

    Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, критически посмотреть на себя, увидеть собственные недостатки. Созна­вать свои недостатки – это положительная, прогрессивная черта ха­рактера. Осознание недостатков вызывает стремление преодолеть их. Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты харак­тера, от которых он бы хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.

    Нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом (характер формируется на базе темперамента), поэтому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Такая черта, как трудолюбие у флегматика проявляется в постепенном неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Холерик тоже выполнит порученное задание, но станет при этом сомневаться и нервничать. Сангвиник выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь недоделает.


    ^ Вспомните, как еще темперамент связан с характером.


    От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы черта характера стала устойчивой, постоянной. Поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты ха­рактера, а у людей с иным темпераментом — другие черты. На­пример, умение общаться, налаживать отношения, договариваться, т.е. такая черта характера, как общительность, легче формируется у сангвиника, чем у меланхолика и флегматика. Зато у сангвини­ка очень трудно воспитать терпение, настойчивость, организован­ность.

    Прежде чем заняться самовоспитанием человек должен понять и осознать, над какими качествами своего характера он хочет поработать. Сначала необходимо совершить самопознание для того чтобы ответить на вопросы: «Какой я? Каким я должен быть? Каким я хочу быть?»

    Способов самопознания много: самонаблюдение, ведение личных дневников, беседы с друзьями и близкими людьми, выполнение психологических тестов и пр.

    Задание 3. Тест «Довольны ли вы собой?»

    Инструкция: ответьте на вопросы «да» или «нет».


    1. Вы хотели бы начать жизнь заново? (Да - 4, нет - 16.)

    2. У вас есть хобби? (Да - 18, нет - 5.)

    3. Вы упрекаете себя, если у вас не ладится что-то? (Да - б, нет -12.)

    4. Вы радуетесь, когда вам кто-то завидует? (Да -16, нет - 2.)

    5. Неприятности ваших знакомых доставляют вам некоторое утешение? (Да -18, нет - 5.)

    6. Ваше самолюбие страдает от того, что кто-то считает вас несимпатичным человеком? (Да - 3, нет -12.)

    7. Успех другого вас расстраивает и злит? (Да - 2, нет -16.)

    8. Вам доводилось выигрывать в лотерее? (Да - 4, нет - 20.)

    9. Вы завидуете вашим знакомым, когда они покупают дорогие и дефицитные вещи? (Да -1, нет -12.)

    10. Выступление перед большой аудиторией вас вдохновляет? (Да -16, нет - 3.)

    Подсчет результатов:Суммируются полученные баллы.

    Свыше 120 баллов. Вы очень нравитесь себе. А вот самокри­тичности вам явно недостает. Самовлюбленность, эгоизм, пре­небрежение интересами других может поставить вас в трудное положение.

    ^ От 60 до 120 баллов. В целом вы довольны собой, хотя и не страдаете чрезмерной самоуверенностью. Иногда вас немного «заносит», но вы умеете вовремя спохватиться. Отрадно, что вы не теряете чувства собственного достоинства и можете постоять за себя.

    ^ Ниже 60 баллов. Ваше недовольство собой граничит с ком­плексом неполноценности. Вы болезненно анализируете каждую неудачу, неловкий поступок. Это мешает вам жить и делает вас пессимистом. Подумайте об этом и начинайте постепенно избав­ляться от этого недуга.


    ^ Как изменить свой характер. Несколько путей.

    Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся. Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном условии: сильное желание и готовность много над этим работать и знать, что результаты не сразу придут.

    Если человек хочет изменить или воспитать по-новому свой характер, нужно помнить, что это процесс долгий и непростой. В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполни­мым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство мо­жет быть зафиксировано в программе самовоспитания с указа­нием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую, программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу.

    Самой лучшей стратегией и воспитания, и самовоспитания является стратегия любви. Поэтому, чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше, совершенствоваться, не относиться к себе равнодушно, а любить себя. Если начинать с отвращения к себе, мало что получится.

    Для того чтобы человек в достаточной мере владел своим поведением, у него должна быть развита воля. Обычно воля понимается как способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

    Развитие воли можно начать с формирования волевых привычек. К сильной воле ведут несколько путей: доводить до конца начатое дело, не браться за много дел сразу, любое дело выполнять доброкачественно. Волевой человек может управлять своими чувствами и настроением. Этому способствует четкий режим дня, правильная организация жизни и быта. Помогает также добросовестное отношение к делу, дружеские связи, широкий круг общения со сверстниками.


    ...Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи... Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает па вопросы. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Оль­га Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу "Как я воспринимаю и представляю окружающий мир". Перед ученым со­ветом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издании. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала — она создавала на­уку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

    ^ Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури


    Знаете ли вы людей, которые «сделали себя» и добились ус­пеха вопреки жизненным обстоятельствам?


    Преодолеть себя можно еще при одном условии. Оно заключается в воспитании самокритичности, особенно к своим недостаткам. Причем самокритичность не на словах, а на деле.

    Полезно расширить круг своих интересов и углублять их, ведь интересы выступают как сильные мотивы деятельности.

    Вот ка­кую программу самовоспитания рекомендует известный психо­лог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и ока­зывать влияние на людей».

    1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами А.Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

    1. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

    2. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

    3. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

    4. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, — просто для упражнения.

    5. Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

    6. Именно сегодня я постараюсь жить нынешним днем, не буду стремиться решить проблемы всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

    8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол — спешки и нерешительности.

    9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

    10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и ве­рить, что те, кого я люблю, любят меня.

    Одной из положительных сторон данной программы является подчеркивание того обстоятельства, что характёр формируется в повседневной, будничной деятельности. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.

    Неважно, какой системой исправления себя вы воспользуетесь. Важно, чтобы вы искренне хотели измениться к лучшему, тогда для вас не будет ничего невозможного. Помните, что нет предела совершенству, развивайте в себе все самое лучшее.

    Новые понятия: самовоспитание, группа сверстников.


    Проверочные вопросы.

    1. В какой степени человек властен изменить свой характер?

    2. Перечислите 10 факторов, влияющих на формирование характера ребенка.

    3. Почему ответственность перед коллективом и дисциплинированность активно развиваются у ребенка в начальных классах, а волевые черты характера – в подростковом возрасте?

    4. Приведите примеры, как особенности семейного воспитания могут влиять на формирование тех или иных черт характера ребенка?

    5. Почему группа сверстников оказывает такое большое влияние на формирование характера в подростковом возрасте?

    6. Выполните Задание 1. Напишите свой девиз и объясните свой выбор.

    7. Изучая прошлую тему, вы выделяли свои негативные черты и черты, которые хотели бы развить у себя. Выберите любое качество и предложите приемы и средства, как избавить от него (если оно негативное) или развить его (если оно позитивное).

    8. По вашему мнению, героям каких книг, фильмов, эстрады и т.д. сейчас хотят подражать дети?

    9. Выберите правильный ответ:

    9.1. С какого возраста родителям необходимо начинать формировать характер ребенка?

    а) с первого дня рождения; б) с 6 месяцев; в) с 1 года; г) с 2 лет.

    9.2. Привлечение ребенка в детском саду к групповым играм с правилами развивает у него в большей степени:

    а) ответственность; б) решительность; в) доброжелательность; г) коллективизм; д) все ответы верны.

    10. Выполните Задание 2 «Портрет успешного человека». И пришлите Облако слов на электронный ящик учителя.

    11. Какие вы знаете неформальные группы подростков? Опишите любую из них и назовите те черты характера, которые являются важными в ней.


    Перейдите по ссылке и выполните проверочные задания.

    Проверочные задания.


    Литература и источники

    1. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Владос, 2001.

    2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

    3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М.: Просвещение, 1995.

    4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

    5. http://psylist.net/difpsi/fxiep.htm

    6. http://www.2mm.ru/vospitanie/478

    7. http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn50.html

    8. http://general.psypublica.ru/12/87.htm

    9. http://psyera.ru/formirovanie-i-razvitie-haraktera-551.htm


    Это интересно знать


    Руководство по успешному уверенному поведению


    1. Если вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет»; объясните, почему отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго.

    2. Отвечайте без паузы — так быстро, как только это вообще возможно.

    3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

    1. Просите пояснить, почему вас просят о том, чего вы не хотите делать.

    2. Смотрите на человека, с которым говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли в поведении партнера какие-либо признаки неуверенности (руки около рта, бегающие глаза и др.).

    3. Если вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его или ее как личность.

    4. Если вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица — местоимение «я»: «Если ты ведешь себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то...» По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по вашему мнению, будут лучше восприняты партнером.

    5. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).

    6. Не упрекайте себя, если вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент вы «соскользнули» с правильного пути, и как можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быс­тро не исчезают, новые навыки не падают с неба.




    Источник: cl.rushkolnik.ru
    Просмотров: 865 | Добавил: withertne | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz